Ранее автору этих строк никогда не приходилось бывать в маленьком городе на сольнике большой группы. Первые дни весны как нельзя лучше подходили для такого приключения. Тем более, коллектив и правда был стоящий – GRAVE DIGGER, немцы, увлечение шестнадцатилетнего «детства».
Выступать они должны были в клубе Metropolis, расположенном на берегу моря в Ильичёвске – городе-сателлите Одессы. Крыша данного заведения отлично подходит для философских восседаний и любований стихией, что было проверено пару лет тому назад, но мучило любопытство, что же там внутри.
Те, кто бывал в киевском Queen Bee, пока из него не выгнали всех «обрыганов», поймут и вообразят без труда. Только тут, казалось, золота ещё больше. И к тому же огромные ракушки красных бархатистых диванов, зеркальные шары в большом количестве, клетка для узниц Джаббы Хатта и прочая мишура. Начать впускать пообещали без пятнадцати шесть и вроде бы и правда начали, но я вошла чуть позже, сдала пальто в гардероб и пристроилась в очередь. Попала вовнутрь я довольно быстро, но поначалу чуть не заблудилась в обилии лестниц. Долго не могла решить, где бы мне организовать себе наблюдательный пост, но когда услышала, что на втором этаже официанты отгоняют посетителей от перил, дабы те не заслоняли обзор зарезервировавшим столики, поняла, что лучше побыть ближе к людям и спуститься к сцене. Там я встретила одесских знакомых, и мы стали ожидать начала выступления. Народу было немного, но выглядела публика довольно своеобразно. По замечанию моего знакомого, складывалось впечатление, будто организаторы устроили скидки пенсионерам и детям. При том на билете было чётко и ясно написано: «Лицам до 18 лет желаем всего самого доброго, но за пределами клуба». Касательно «пенсионеров» я не сдержалась от язвительной шутки, что название хэда вечера в данном случае звучит вдохновляюще и говорит само за себя.
Неприятный сюрприз – выступление одесситов WINDRUNNERS, о которых мне прожужжали все уши, было отменено. Встретила их менеджера (все кому-то да менеджеры), вспомнила, что с ним я, оказывается, знакома те же пару лет, узнала, что причина в том, что затянулся саундчек GRAVE DIGGER, потому было принято решение урезать программу. А версии уже по залу начинали ходить вплоть до того, что группа рассорилась между собой.
Тем временем на сцене потихоньку настраивались москвичи AMALGAMA. Забавным показался тот факт, что они вытащили на сцену собственную ударную установку, а диггеровская стояла глубже, на подиуме. Ещё бы те дали свои барабаны! Наконец группа была объявлена, выступление началось, на сцену выбежал очень активный вокалист, и началось нечто. Что там они поют, поначало было непонятно – я даже сначала не сообразила: вина ли в том звукорежиссёра или же музыкантов – но, когда я услышала подозрительно знакомое «Мечты сбываются и не сбываются…», уши навострились и приготовились внимать тому, чем же их и меня в целом, публику, зал будут развлекать и «разогревать». В какой-то момент товарищ с микрофоном накинул на себя кожаную курточку с шипами на плечах и надписью на спине и надел тёмные очки-авиаторы. «Ну всё, Judas Priest,» - подумала я и только под конец песни разобрала, что это был кавер на Manowar – Kings of Metal. То ли у меня всё очень плохо с творчеством Приста (что и не отрицаю), то ли они так играли. Стоявший рядом приятель заметил, что группа одета в разных стилях, на что я ответила, что они и играют в разных. Особенно веселил глэмоватый гитарист в шляпе и шарфике, который периодически оказывался довольно-таки раздетым. Но играл он при этом довольно хорошо, языком по струнам в том числе. А Прист таки был: тогда для полноты образа вокалист ещё и натянул на голову кожаную фуражку и взял в руки хлыст. Меня согнуло пополам со смеху, и, повизгивая, я предпочла рухнуть на пол в истерике. Нет, сыграли они и «балладу с нашего первого альбома» на русском языке, естественно, «специально для девушек». После этого они пригрозили кавером на Iron Maiden. Подле стоящие стали подло мне шипеть, что небось специально для меня это будет Wasting Love. Приготовилась рыдать. Но они сыграли Wrathchild с альбома Killers. «Да уж, Дикинсон из него никакой…» - заметили рядом. «Бестолочь ты!» - ответила я – «на этом альбоме Пол Ди’Анно пел. Пойди на мерч да возьми книжку, просветись!» Действительно, была обещанная довольно объёмистая биография Мейденов за 120 гривен, написанная, как оказалось, российским автором. Туровых футболок я не застала вовсе и в самом начале концерта. «Серебряное лого» продавалось по цене эксклюзива на двадцать гривен дороже. И как же без плакатов по полтиннику?!
AMALGAMA исполнили ещё кавер на Accept (думаю, всем уже понятно, почему группа так называется, основное вещество при изготовлении зеркал, ну и продолжаем мысль...), ещё что-то и попросили публику поднять вверх руки, дабы сделать фотографию «для нашего социального DVD». В чём «социальность», я отдалённо поняла, когда вокалист начал раздавать всем желающим «гуманитарную помощь» в виде дисков – первого и единственного альбома. И я тоже захватила себе такой сувенир.
Немного, совсем немного ожидания и на сцене появились GRAVE DIGGER. Точнее, не так. Заиграла мелодия Charon (Fahrmann des Todes) – первая тема последнего альбома, и к зрителям плавно вышла Смертушка. Точнее, Харон. И он пел – даже маска-череп очень выразительно двигала челюстью. Признаться, у меня и мысли не было о том, что «страшилка» с афиш настоящая. Более того, Смертушка-Харон чинно заняла своё место за клавишами и достойно допела свою партию. Это было очень впечатляюще.
Не меньший взрыв эмоций вызвал резко материализовавшийся основной состав -улыбчивые такие, быстрые, активные! При том большинство из них же вполне можно назвать дедушками, как-никак группа существует больше 30 лет! Гитарист у них молодой, но скалятся и прыгают они все наравне. При том в последнем из-за улыбки и неуёмной пушистости я грешным делом заподозрила сына самого Криса Болтендаля :) Крис – настоящий фронтмен. С первой же исполняемой песни после «вступления» - Death Angel & the Grave Digger – он установил контакт с публикой – помахал и кивнул и партеру, и балконам… Казалось, будто он поёт и в то же время смотрит и улыбается именно тебе. И не исключено, что так и было – это очень не походило на отрешённый взгляд сквозь, который бывает у многих артистов и ораторов. Производил он впечатление очень доброго и душевного человека – будь у него усы и борода, из него бы вышел отличный Санта Клаус :) Очень здорово он и объявлял песни – перед Medusa он жестами изобразил змей на голове и попросил угадать, к чему это. Перед последующей Excalibur он сказал, что песня об очень известном вам короле. Видимо, многие (да и я поначалу) расслышали «вашем короле» и впали в ступор. Крис начал переглядываться с музыкантами и выражать недоумение на лице, мол как это они не поняли, но простим их. Отлично отыграли, вошли в раж, можно сказать… Крис резко поднимает микрофонную стойку, дабы эффектно завершить исполнение песни и… Микрофон улетает в зал! Как раз в сторону просто уже с ума сходящего татуированного фаната! Тот понимает, что настало его время, моментально взмывает на сцену и отдаёт рабочий инструмент своему кумиру, попутно пытаясь сфотографироваться с ним на мобилку на вытянутой руке. Крис, впрочем, как положено, аккуратно отходит, концерт ведь должен продолжаться. К парню подходит охранник и объясняет, что так делать не стоит – вежливо, без скандалов, без заламываний. Микрофон-батарейки найдены, можно продолжать. Было сыграно попурри из нескольких песен, затем прозвучала и The Round Table из той же серии о короле Артуре… И шотландско-горские творения были исполнены… Толпа всё время скандировала «Yesterday» - название действительно хорошей песни, которую многие жаждали услышать. К сожалению, Диггеры её так и не сыграли, но зато очень мощно завершили выступление своим старейшим хитом Heavy Metal Breakdown. Биса как такового не было. Просто они интересно «разорвали» исполнение этой песни на общение с публикой.
Очень порадовал мальчик примерно десяти лет в футболке Хаггарда, который стоял посерединке и влезал на монитор, протягивая Крису и другим музыкантам на подпись плакаты и диски. Думаю, группа была очень тронута. Расстроил мужчина, стоявший рядом, безбожно дымивший сигаретами и на мальчонку, и на меня, и на всех вокруг. Разумеется, в клубе курить было запрещено. На просьбу прекратить, мол можно обжечь соседа в давке, тело, еле ворочая языком, возразило: «я слишком стар, чтобы ты давал мне советы. Они для меня всё!» Да, именно поэтому надо дымить чуть ли не в нос Крису, да и было мужчине на вид не больше тридцати пяти! Еле сдержалась от того, чтобы не двинуть ему в челюсть, например, но вспомнила, что эти-то музыканты на всех смотрят, некрасиво будет. Очень раздражает, когда не соблюдаются элементарные правила, соображения о том, как стоит вести себя на концерте, в окружении единомышленников, которые так же хотят получить максимум удовольствия от встречи с любимой группой.
После около двухчасового сета GRAVE DIGGER удалились, им нужно было спешить. Многие посетители резко двинулись к выходу. Потому в гардероб образовалась приличная очередь. Ещё это было связано с тем, что охрана требовала косухи оставлять в гардеробе, как и любую другую верхнюю одежду.
На выходе я столкнулась с вокалистом Амальгамы, поблагодарила его за выступление (а что, и правда было забавно, а ещё журналисткая этика, зарисоваться, всё такое). Не ожидала, что он окажется столь словоохотлив: «А вы знаете? Мы-то играем намного лучше этих старых пердунов! И они это осознают! Специально нам провода в Харькове зажимали! Специально!» Шок… «И это им повезло, что они начинали в восьмидесятых! Тогда всё канало, просто всё!» Пожалуй, о несовершенстве музыки восьмидесятых и кризисе современной он мог проповедовать ещё долго… Поспешила отойти и подумать о том, как добираться до Одессы. Как принято, были заказаны автобусы-развозки. Правда, не большие и вроде бы всего в количестве двух, и точно не могущие вместить всех желающих (по билетам было по крайней мере 400 человек), потому я поспешила на остановку маршрутки, благо, концерт закончился довольно рано, пожалуй, ещё не было одиннадцати. Очень понравилось, очень - душевно, по-доброму, побольше бы таких! Клуб вместителен, на Диггерах всё звучало пристойно – несмотря на его основную дискотечную направленность, для таких мероприятий он хорошо подходит! Пожелаем удачи и вдохновения организаторам! Большое им спасибо за такое начало весны!
Сетлист GRAVE DIGGER:
Charon (Fährmann des Todes)
Clash of the Gods
Death Angel & the Grave Digger
Hammer of the Scots
Ballad of a Hangman
The House
Killing Time
Medusa
Excalibur
The Reaper / We Wanna Rock You / Baphomet / Twilight of the Gods
Knights of the Cross
The Round Table (Forever)
The Dark of the Sun
Home at Last
Rebellion (The Clans Are Marching)