Клуб «Stadium Live» пугает и одновременно привлекает своей невероятной габаритностью. Пугает – организаторов, которые не уверены в том, что смогут отбить такую дорогостоящую площадку, а привлекает – фанатов, начинающих собираться в километровую очередь задолго до открытия дверей. Как бы то ни было, именно этот клуб является единственной адекватной заменой почившей «Арене», со своей внушительностью просто созданный для того, чтобы в нём вершились исторические события. Одно из них состоялось 7 марта.
Подготовка к событию обычных фанатов началась еще задолго до концерта. Один из ритуалов это прослушивание новых альбомов. KREATOR выпустил свой «God of Violence», SEPULTURA – «Machine Messiah». Лично я раз 50-70 прослушал новый альбом «криэйтора», несколько раз «сепу», ну и погонял приглянувшиеся альбомы SOILWORK. Перед концертом, прогуливаясь вокруг клуба, мы с коллегой наткнулись на автобус, из которого десантировались бразильцы. Небольшая кучка фанатов их поджидала, но кроме рукопожатий они ничего не получили.
Концерт, ввиду наличия трех участников, был запланировал на довольно ранее время, а день хоть и предпразничный, но рабочий. Поэтому к самому началу не приходилось ждать большого количества фанатов, но те, кто пришли, сформировали довольно внушительную очередь, которая, к слову, быстро просачивалась в три открытые двери клуба. Так и мы зашли в еще довольно пустой зал. До начала оставалось минут сорок, а пока можно было общаться и наблюдать зрителей, постоянных участников московского фанатского движения (которых я вижу довольно часто на многих концертах) и надоедливых фотографов, которые активно продают свои услуги. Помня постоянные негативные отклики фанатов по поводу звука в злосчатной и почившей уже «Арене», теплилась надежда, что в «Стадиуме» со звуком все будет отлично. Но уже на первой группе стало понятно, что это не так.
Первыми были SOILWORK. Шведкие металкорщики быстро привели толпу в нужное состояние, партер расцвёл поднятыми вверх козами, а в слэм полетели первые пташки. Загадкой оставалось наличие басовых партий в исполняемых трэках. С одной стороны, без них априори не может существовать полноценная музыка («Justice for All», извини). С другой – на сцене находились два гитариста, которые играли свои партии, но баса при этом слышно не было. Неясной осталась и роль человека за синтезатором. Думаю, его участие можно было обозначить более ярко. Вот что было абсолютно бесспорным, так это вокальное мастерство Бьёрна Стрида. Как он ни пытался рычать, хрипеть и произносить другие устрашающие звуки, его великолепный чистый вокал было сложно скрыть. Апогеем стало исполнение песни «Tongue» с последнего альбома «The Living Infinite». Браво, Бьёрн! Таким голосом только гимны исполнять, вдохновляя толпу на подвиги (хотя бы в рамках слэма).
И всё-таки к концу часового сета народ стал уставать. Фэны рвались в слэм с меньшим рвением, а в руках отдельно взятых личностей в партере даже появились мобильники. Корень проблемы в том, что в выступлении отсутствовал элемент шоу. Конечно, никто не ждал ростовых кукол и вертящейся барабанной установки, но вести себя на сцене музыканты могли бы всё-таки более артистично. Всё общение Бёрна с публикой сводилось к незамысловатому жесту рукой, описывающей круги в воздухе и призывающей к сёркл питу. Во время проигрышей на середину сцены выбегал гитарист, отдалённо смахивающий на Джеймса Хэтфилда (теперь понятно, кто украл бас), скомкано отыгрывал свои партии и убегал на место. Да, смотреть на такое с интересом в течение часа было трудно. Зато запомнился момент, когда Бьёрн выделил из толпы слэмящихся парня с эрокезом и сделал его капитаном серкл-пита.
А звук все же подкачал. Может такая картина сложилась ввиду отсутсвия бас-гитары, но не думаю. Было очень много «высоких», бочку я совсем не слышал. Песни угадывались тяжело, на записи они куда интереснее, что редкость (обычно наоборот).
Сет-лист:
The Ride Majestic
Nerve
Rise Above the Sentiment
The Crestfallen
The Living Infinite I
Bastard Chain
Whirl of Pain
Follow the Hollow
Tongue
Two Lives Worth of Reckoning
Late for the Kill, Early for the Slaughter
Rejection Role
Stabbing the Drama
Выступления SEPULTURA жаждали, как глотка свежего воздуха. И он превзошел все ожидания! Бразильцы ворвались на сцену с неистовой, сбивающей с ног «I Am The Enemy» с нового альбома «Machine Messiah». Вообще, свежий релиз был представлен достойно, в сете фигурировали «Phantom Self», «Resistant Parasites», «Sworn Oath». Деррик Грин поражал своей мощью и силой. Он выплёвывал слова песен, как магические заклинания, завораживая весь зал. Гитарные соло в исполнении старожила группы Андреаса Киссера были настолько эпичны, мелодичны и изысканы, что годились для стен консерватории; разве что не хватало ритм-гитары во время их исполениня. Ну и, конечно же, фирменные барабанные партии, отображающие национальный бразильский колорит и пробуждающие какое-то доисторическое, нутряное чувство, запрятанное глубоко в подсознании, были выше всяких похвал. Не лишенные самоиронии музыканты освежили сет небольшим самбоподобным куском, который неожиданно удачно вписался в ряд жёстких боевиков. Сквозь раскатистую одскульную «Arise», которая встрепенула старых фанатов бразильцев, сквозь тревожную «Under My Skin», сквозь безумную «Ratamahatta» SEPULTURA подбиралась к заключительному удару своей яркой программы – легендарной и так любимой всеми фанатами «Roots Bloody Roots». Неудивительно, что эта песня не оставила равнодушными даже самые дальние ряды танцпола, ведь перед такой реликвией сложно устоять! На выступлении бразильцев я отемил сочный звук гитар, четкий бас, прекрасно различимый вокал. Звук был на твердую пятерку.
Победоносно тряхнув российским флагом с напечатанным логотипом, бразильцы откланялись. Барабанная установка покатилась в сторону кулис, активизировалось бессчетное количество работников сцены. А зал… зал стоял оглушенный и обессиленный, как после сражения. На поле (то есть, полу) боя лежали взъерошенные и мокрые от пота люди, восстанавливая силы холодным пивом из бара. Самые стойкие были в состоянии обсуждать увиденное. Приближалась финальная битва.
Сет-лист:
I Am the Enemy
Phantom Self
Choke
Kairos
Desperate Cry
Alethea
Sworn Oath
Inner Self
Resistant Parasites
Polícia (Titãs cover)
Refuse/Resist
Arise
Sepultura Under My Skin
Ratamahatta
Roots Bloody Roots
KREATOR вышли на сцену ровно в 21-30. Организаторам удалось невозможное – все три сета начались в положенное время, ни минуты не отставая от заявленного расписания. Неужели мы двигаемся в сторону европейских стандартов качества?! Но, к слову, на большинстве концертов западных фирмачей я отмечаю четкое начало выступлений, минута в минуту. Я специально подошел поближе к сцене к ожидаемому выходу, чтобы хорошо рассмотреть музыкантов. Собственно, на том месте можно было и весь концерт простоять. Дело в том, что я прекрасно помню прошлые свои концерты KREATOR, когда у сцены была такая давка, что несколько песен и ты уже как выжатый лимон. В этом и прелесть большого клуба вроде «Stadium Live».
Немцы спокойно вышли на сцену под возгласы зрителей, а выступление открыли экспрессивной «Hordes of Chaos». Неизвестно, откуда взялись силы у толпы, но все моментально мобилизировались и ударились в слэм с большей самоотверженностью. И тут было от чего ударяться! Энергия, исходящая от KREATOR, убивала и оживляла одновременно. Масштабность и всеобъемлющий энтузиазм отсылали к концертам MOTORHEAD и золотым временам IRON MAIDEN, когда метал правил миром. В едином порыве кружились десятки тел в сёркл пите, скандируя «Satan is real», и на какой-то момент показалось, что вместо билета на концерт ты приобрёл пропуск в ад. Материал, представленный группой, был приятно разнообразен, и отсылал то к «Coma of Souls», то к «Endless Pain», то к монументальному и мрачному свежаку «Gods of Violence». Милле Петроцца был чёрным дирижером действа, неподражаемый своей угрюмой неприступностью. В какой-то момент он раздвинул руки в сторону, и людское море разверзлось на две части. Заиграли аккорды «Enemy of God», и половины яростно сошлись в одно неистовое месиво. Дымовые пушки то и дело изрыгали столбы дыма, даже Милле на «Gods of Violence» обзавелся дымовым пистолетом. Я почти уверен, что на летних фестивалях вместо дыма будет обжигающее пламя. Адский поезд двигался к своему логичному завершению в виде революции, ненависти и, конечно, убийств. Милле поднял «Флаг ненависти», призывая собрать последние силы для завершающего рывка. Легион фанатов отклинулся на призыв и ринулся с новыми силами в серкл пит, а на «Pleasure to Kill» выдал еще одну, прощальную, стену смерти.
Тур KREATOR посвящен новому альбому и, соответтсвенно, из него было превалирующее (над другими альбомами) количество композиций. Но мне не хватило «Army of Storms», уж очень там интересные гитарные решения. Нельзя не отметить такие приятные бонусы, как обилие пиротехники, сыплющихся сверху блёсток и прекрасно организованного света. Это было шоу в самом лучшем смысле слова. Однако, качество звука приблизилось к начальному, что меня огорчило.
Сет-лист:
Hordes of Chaos (A Necrologue for the Elite)
Phobia
Satan Is Real
Gods of Violence
People of the Lie
Total Death
Mars Mantra
Phantom Antichrist
Fallen Brother
Enemy of God ("Army of Storms" as Intro for the wall of death)
From Flood into Fire
Apocalypticon
World War Now
Hail to the Hordes
Extreme Aggression
Civilization Collapse
The Patriarch
Violent Revolution
Flag of Hate / Under the Guillotine
Pleasure to Kill
Выражается безмерная благодарность концертному агентству JC-Sound за этот прздник для души и за предоставленные аккредитации нашему порталу.