Уже четвертый АРИЯ-Фест. Конечно, любителям хеви-метала этот фест мог показаться не таким крутым, как в прошлом году. Ведь год назад был масштабный фест с лучшими представителями жанра из дальнего зарубежья. Но со мной не согласится множество фанатов АРИИ. А все потому, что в этом году группе исполняется 30 лет, и потому, что на этот раз все могли увидеть классический состав АРИИ на вокале с Валерием Кипеловым. Подтверждением этому стал забитый под завязку клуб «Stadium Live», где все и проходило. Но, чтобы попасть внутрь, многим пришлось выстоять в очереди по три и более часа. И я не уверен, что все успели зайти к тому моменту, когда юбиляры вышли на сцену.
И все же не обошлось без разогрева. Но до него на суд зрителей вышел ведущий с очень сильным голосом. Он-то, наверно, и стал первым разогревающим.
Но еще были гости из Швеции AVATAR. Представьте себе на вокале смесь Кори Тейлора и Мэрилина Мэнсона. Представьте театральность Элиса Купера и Кинга Даймонда. Представили? И всю эту гремучую смесь и представляют AVATAR. Многим присутствующим очень понравились эти молодые парни. Играли очень качественно. Плюс грим и костюмы создают общую положительную картину. Они были первый раз в России и высказывали много лестных слов фанатам и стране. Еще бы, выступать перед семью тысячами людей. Для всех, кто заинтересовался ребятами, представляю их сет-лист:
Hail The Apocalypse
Let It Burn
Vultures Fly
Get in Line
Bloody Angel
Tsar Bomba
Paint Me Red
Smells Like A Freakshow
Оказалось, что были такие люди, которые приходили чисто на AVATAR.
И наконец, в 20.00 началось то, ради чего все пришли. Подняли белый занавес и на главном экране на сцене пошел видеоряд с инструментальной музыкой. Фанаты сразу же подхватили «Осколок льда». Минут десять это продолжалось, а после состав сегодняшней АРИИ выбежал на сцену, чтобы почти три часа радовать всех пришедших.
Честно говоря, сцена была низковатой и поэтому не очень-то можно было рассмотреть, что делается на сцене. Приходилось следить за музыкантами через экраны, которые развешены по бокам от сцены. Но оператор почему-то снимал только Житнякова. Что за непрофессионализм? В группе пять человек, почему внимание уделялось только вокалисту?! В итоге, соло Холстинина или Попова, или игру Дубинина можно было видеть только тогда, когда к ним приближался Михаил.
Сет-лист был равномерно составлен из всего творчества группы за тридцать лет. Хотя все же треть песен была из позднего творчества на вокале с Житняковым. Каждую песню пел весь зал, а иначе и быть не может. Ведь уже несколько поколений выросло на песнях АРИИ, и приятно было видеть совсем молодых людей на концерте. Видеоряд или просто тематические изображения за спинами музыкантов дополняли каждую песню и создавали общую картину празднования юбилея. Особенно порадовали в первой части концерта «Обман», «Ночь короче дня», «Штиль».
Нет худа без добра и наоборот. Пришло время огласить печальные события: Совсем недавно скоропостижно скончался Кирилл Покровский, клавишник из перового состава АРИИ. В память о нем мы прослушали фонограмму песни «Реквием». При этом сцена была пуста.
А дальше случилось то, ради чего на арене собралось семь тысяч человек. На сцене появился Валерий Кипелов. Услышать АРИЮ с оригинальным вокалистом, я думаю, мечтает каждый ее фанат. И у многих эти мечты воплотились в жизнь благодаря АРИЯ-Фест. «Кипелов, Кипелов» периодически скандировали в зале еще в первой части концерта. И, да, я вспомнил свои шестнадцать лет, когда начал слушать АРИЮ, и как было горестно думать, что в ее составе больше нет этого легендарного для российской сцены вокалиста.
Валерий Александрович сразу начал «раскачивать» этот мир, а точнее зал. Тут уже и я начал петь. Иначе никак, слова сами выпрыгивали изо рта. «Осколок льда» и песня о проститутке Жанне, воздушные сражения второй мировой войны и история о древней битве. Вот набор тех песен, которые исполнила АРИЯ во главе с Кипеловым. Чувствовалась его раскованность. В это время я больше начал наблюдать гитаристов на экранах, потому как Валерий постоянно подбегал к ним, когда они солировали. Да и вообще, он успел со всеми пообщаться на сцене за эти шесть песен. Вступительную речь в «Бой продолжается», которую обычно произносит Виталий, на этот раз читал сам Валерий после согласования с басистом.
Может у многих навернулись слезы. Это был праздник души. 30 лет позади, но жизнь только начинается.
После этих шести песен музыканты покинули сцену и на нее пригласили поэтов: Александра Елина и Маргариту Пушкину. Им предоставили поздравить группу и прочесть стихи. Пушкина скромно прочла небольшой стих, а Елин зачитал с экрана телефона «Здесь куют металл». Странно, неужели не мог выучить для такого события?!
Настало время представлять остальных гостей. На заключительные пять песен на сцену вышли все участники юбилейного концерта. Для Александра Манякина выкатили вторую барабанную установку. На сцену также вышли Сергей Маврин, Сергей Терентьев, Алик Грановский и, конечно, Валерий Кипелов. Я даже представить не могу, что чувствовал Михаил Житняков, когда пел рука об руку рядом со своим кумиром. Ведь, я уверен, что он тоже был фанатом АРИИ в своей юности, и что даже представить не мог, что когда-то будет на месте Валерия.
«Тореро» - та песня, которая почему-то всегда вспоминалась во времена переживаний, как-то поддерживала меня. Услышать ее и «Герой асфальта», и «Улицу роз» вживую в оригинальном составе стоит очень многого. Даже проскакивала мысль, что после этого и умирать не жалко, но быстро исчезла. Кто ж будет мир менять, как не мы?!. Менять и раскачивать.
Напоследок традиционная «Дай жару!». Желаю АРИИ еще тридцать лет давать жару.
Это был только первый день. To be continue…
Сет-лист первого дня:
Через все времена
Ангелы неба
Колизей
Паранойя
Меченый злом
Точка невозврата
Феникс
Обман
Крещение огнем
Ночь короче дня
Штиль
Небо тебя найдет
Реквием (Покровский R.I.P.)
Раскачаем этот мир
1100
Осколок льда
Бой продолжается
Баллада о древнерусском воине
Улица роз
Тореро
Следуй за мной
Грязь
Герой асфальта
Бис:
Дай жару
Второй день фестиваля начинался точно так же, как и первый: с огромной очереди на входе и все тем же видеоматериалом, пущенным по кругу по белому полотну при помощи проектора. Это была компиляция из архивных видеоматериалов и интервью разных годов.
Специальными гостями в этот день стала известная российская фолк-рок-группа МЕЛЬНИЦА, в которой, как вы знаете, солирует Хелависа. Конечно, аудитории частично пересекаются, но поддержка была вялой. Я не фанат данного коллектива, но давно хотел увидеть. Увидел и теперь не надо идти на их «сольник».
Второй день был примечателен тем, что АРИЯ выступала с симфоническим оркестром «Глобалис» во главе с дирижером Ульфом Ваденбрандт.
Концерт начался с инструментального попурри в исполнении симфонического оркестра. И снова большинство людей в зале пели все эти песни «Осколок льда/Тореро/Штиль/Потерянный рай». А затем воспоследовал выход всей группы. Начали с песни «Игра с огнем», которая, по моему мнению, как нельзя кстати подходит для связи «симфоники» и рок-музыки.
Сцена был освещена лучше, да видеоряд был поярче, поэтому действительно казалось, что находишься на концерте симфонического оркестра. Но мы то все были на рок-концерте. В этом и прелесть этой связи.
Отмечу, что композиции из позднего творчества лучше сочетались с оркестром, чем более старые. Сложно сказать, с чем это связно, может с их более прогрессивной направленностью и сложностью?!
Фестиваль получился отличным. Не было ничего лишнего. И недостатка чего-то тоже не чувствовалось, несмотря на то, что я писал в начале данного материала.
Сет-лист второго дня:
Осколок льда/Тореро/Штиль/Потерянный рай (instrumental)
Игра с огнем
Ангельская пыль
Черная легенда
Ночь короче дня
Колизей
Зов бездны
Кровь королей
Точка невозврата
Кровь за кровь
Осколок льда
Тореро
Баллада о древнерусском воине
Штиль
Улица роз
Замкнутый круг
Выражается благодарность организаторам The Motley Concerts за предоставленную аккредитацию.