По иронии ли судьбы или по тайному замыслу организаторов, в 2009 году ПроРок Open Air, запланированный как самый масштабный за всю 4-летнюю историю фестиваля, практически совпал с христианским православным праздником Ильи Пророка, который приходится на 20 июля по старому стилю. Поэтому не будет преувеличением сказать, что данное мероприятие обещало стать религиозным праздником в прямом и переносном смысле: ведь in metal we trust! На поле аэродрома «Чайка», что неподалеку от Киева, ожидалось явление таких богов металла, как Sodom, Arch Enemy, Carcass, Stratovarius и Doro, и еще более десятка менее великих, но все же очень почитаемых в народе метал-божеств.
Святвечер17 июля.
Уже в преддверии праздника – вечером в пятницу - на место событий прибыли многие его участники, в частности, организаторы, охрана и иногородние почитатели тяжелой музыки. Основные приготовления к фесту были на тот момент уже завершены: сцена была полностью собрана и смотрелась впечатляюще, территория огорожена и разбита на секторы, установлены туалеты и палатки по продаже напитков… Одна из них даже работала. Для полного счастья гостям не хватало только минеральной воды в этой самой единственной работающей палатке, а также возможности получить фестивальные браслеты – ради этого пришлось постоять в очереди следующим утром.
Установка палаток шла полным ходом, когда на сцене вдруг выключили свет. Стандартная, или, как ее иначе изволили величать, обрыган-зона (один из жителей которой в ту самую ночь заблевал свою палатку доказал на практике обоснованность такого названия) разразилась в ответ на это громкими криками возмущения, но вскоре продолжила процесс поселения-общения-употребления крепких напитков при свете карманных фонариков и угомонилась далеко за полночь.
Любопытно отметить тот факт, что заселявшимся вечером металлистам еще было разрешено проносить с собой жидкости в пластиковой таре, и вообще проверка рюкзаков осуществлялась не слишком тщательно. Поэтому некоторые прибывшие пожалели, что не взяли с собой побольше консервных банок, чтобы на второй день сделать из них оружие поражения оргов минеральной воды. :)
За здравие 18 июля
Утро первого дня фестиваля началось с немилосердного солнца, получения заветных браслетов и вылазки за опохмелкой на кран в целях умывания, поскольку в душе, обнаруженном в палаточном городке, отсутствовала вода. Народу все прибывало и прибывало: начали подтягиваться киевляне, а прибывшие из других городов и стран – занимать места в палаточных городках. Выстроилась весьма нешуточная очередь желающих обменять билет на браслет, но вот количество пришедших без билета было, по крайней мере, с утра куда менее значительным.
В целом же обстановка на ПроРоке очень напоминала МНМ (не только потому, что футболка МНМ-2008 была одной из самых популярных на фесте), что вызвало целую волну ностальгии. Казалось, за забором море, а через дорогу за сценой – бар «Сомелье»… (R.I.P., MHM на «Солнышке»). В роли моря, однако, на ПроРоке выступило близлежащее озеро (в которое, как поговаривают, несколько лет назад скинули тонны пестицидов), а в роли «Сомелье» - ресторан при гостинице «Чайка». И ресторан, и гостиницу еще в предыдущий день полностью оккупировала черная стая различных деятелей металсцены. В том числе и некоторые звезды. Не самой крупной величины, конечно.
Так, незаметно подошло время выдвигаться обратно в сторону действа, где, хотя времени натикало уже порядочно, еще лабала первая группа – одесситы MIND:|:SHREDDER. Параллельно какие-то звуки доносились и с малой сцены, которая находилась за территорией фестиваля и начала свою работу куда позже, чем запланированные 10 утра, а потому и не закрылась раньше начала основной программы.
MIND:|:SHREDDER же звучали на ПроРоке серьезнее, чем в «Бинго» на "Kiev After Midnight". Их EBM/aggro industrial был драйвовым и тяжелым, а как особенно броскую и запоминающуюся стоит отметить композицию "Everybody Lies". Впрочем, музыка на любителя или, по крайней мере, не-ненавистника электроники.
Вышесказанное, в некоторой мере, касается и поляков EMPTY PLAYGROUND, которые сменили на сцене одесситов. Впервые представ перед украинским слушателем, они предложили ему довольно живую и ритмичную, хотя и не слишком оригинальную смесь из death и все той же электроники. В минус им можно засчитать выступление под драм-машину, но в плюс – активное поведение на сцене и контакт со зрителями. Кроме того, ребята сбросили со сцены свой диск и, если я не ошибаюсь, футболку. Впрочем, лицезрело все это довольно мало народу – на глаз всего пару сотен человек в зоне VIP, если не сказать меньше.
Ведущим фестиваля был небезызвестный персонаж Сергей Притула, который в перерывах между выступлениями групп болтал без умолку и раздражал веселил публику своими шутками и бесконечным матерком.
Следующими сцену ПроРока вышли покорять москвичи HIERONYMUS BOSCH. Их музыка оказалась довольно своеобразной, атмосферной и какой-то отрывистой, переменчивой, лишенной целостной идеи. Тем не менее, ушей ценителей она благополучно достигла, отдача у парней была полной.
Затем мы услышали еще одних почти-москвичей – FRAGILE ART, уже знакомых нашим поклонникам тяжелой музыки благодаря своим турам по Украине. Ударник этой банды Макс Варфоломеев, киевлянин, отличился на фестивале помимо своего выступления еще и тем, что благородно разрешил использовать свое железо и другим группам, в том числе также и легендарным Arch Enemy и Sodom. А что до самого выступления – оно началось с вызывания на сцену вокалиста Деда криками «Дед! Дед!». На такой призыв Дед, ясное дело, не мог не откликнуться и вскоре вышел на сцену, держа в одной руке бутылку минералки, а в другой – фляжку для коньяка, наполненную, по его собственному признанию, водкой неизвестной жидкостью. Со своими обязанностями вокала, однако же, Дед прекрасно справился. Сет FA удался на славу. Звучали такие подрывные композиции, как "From Blind Love to Wild Hate", "Axiom", "Mirror of Fate". Музыканты лихо рубились на сцене, не взирая на солнце и жару.
Запорожцы HELL:ON в очередной раз показали, из какого теста слеплены. Ребята зажигали по полной, как в плане поведения на сцене, постоянно общаясь и разогревая публику так и в плане исполнения музыкального материала. Звук оказался на редкость удачным и радующим чёткостью и чистотой, грамотно была выставлена и его громкость. По поведению многих моих знакомых и остальных слушателей яможно было определить что, увидеть эту команду стремились. Стремились услышать настоящий качественный материал и исполнение, что и получили в достатке. Уже потом слушая Heaven Shall Burn и Deadlock, каждый металхед, как и я в очередной раз удостоверился что наши ребята ничем не уступают гостям из дальнего зарубежья. Удивило только на этот раз отсутствие традиционного кавера на метлу "Master Of Puppets", хотя в целом на общие впечатления от выступления не повлияло. Отлично выступили музыканты!
Немецкие мелодик детстеры Deadlock не стали ронять лицо перед украинцами и выступили на полагающемся им высоком уровне. Музыкальный материал дедлоковцев выглядел куда более мелодичным, нежели Hell:on, напоминая иногда даже Arch Enemy из-за классных партий скрима, однако при этом девушка, исполняющая ведущие вокальные партии своим чистым голосом, осмелюсь даже сказать, попсоватым чистым голосом, не всеми воспринималась позитивно. С одной стороны, благодаря ей музыка звучала оригинально и весьма эмоционально, но, с другой же стороны, хотелось от ребят более откровенного рубилова и агрессии. Касаемо звука никаких нареканий не было – Дедлок отзвучал мощно, сочно и чисто. В целом можно оценивать выступление данной команды как удачное, но на своего слушателя.
Еще одна бригада из Бундеса - HEAVEN SHALL BURN - ворвались на сцену со своим главным хитом с последнего альбома "Endzeit", и парни просто разорвали толпу! Мощная драйвовая музыка с резким и сильным скримом вокалиста как раз то, что и любит современная молодёжь. Звук был выставлен весьма грамотно и чисто, хотя тяжести немного не хватало. Сетлист содержал песни с разных альбомов, при этом материал с последнего диска благодаря своей мелодичности и высокой выразительности резко контрастировал со старыми песнями. Очень понравилось то, как музыканты были одеты - в одном стиле и выглядели как одно целое. Вокалист банды сумел сразу же заручиться доверием публики в перерывах между песнями, общаясь с нею. В итоге выступление Heaven Shall Burn получилось удачным и позитивным.
Как подобает тру метал-фесту, тема сисек на ПроРоке была раскрыта. В перерыве между сетами Heaven Shall Burn и Lake of Tears на сцену вышли фотографы. Мишенью их фоторужей стали метал-дивы, которые набрались смелости приподнять майки и показать красоты своих юных тел, за что были награждены белыми футболками с эмблемой ПроРока. "Мисс Сиськи ПроРока-2009" была признана девушка по имени Инна.
Кстати, о мерче. Цены на футболки на фестивале были совсем не низкие – по 150 грн. за штуку. Зато еда и напитки были относительно доступными. Правда, к сожалению, наблюдались колебания цен за банку «Черниговского» от 8 до 10 грн… Да и запасы воды были исчерпаны значительно раньше конца первого дня. Часов этак после 5 ее можно было купить только в торговой точке на бэкстейдже.
Приятно отметить то, что состоялись автограф/фотосессии почти всех групп. Исключениями стали Vader и Arch Enemy. Фронтвумен этой команды Ангела Госсов вообще не была настроена на мирное общение с поклонниками. Кроме того, не было проведено ни одной пресс-конференции.
Нельзя не сказать и несколько слов об охране фестиваля. В этом пункте наблюдался явный перегиб палки как в количественном, так и в качественном отношении: частная охрана, милиция, «Беркут» и «Барс», странные ограничения на свободу перемещений по территории фестиваля и за ее пределами (!!!), не всегда вежливые и адекватные действия на территории и в палаточном городке, дошедшие, по свидетельствам пострадавших, даже до избиений. Последние, надо отметить, совершали только представители правоохранительных органов. Моя милиция меня бережет…
Благодаря ПроРоку украинским поклонникам дум метала выпала возможность наблюдать шведских готик-думстеров LAKE OF TEARS во второй раз. Ребята доказали одну простую истину: мелодичную музыку у нас любят! В самом начале выступления в вип-зоне сразу же прибавилось народа, который скопился у сцены. Это бросалось в глаза и прибавляло статуса важности выступлению шведов, что и не удивительно, учитывая их стаж и занимаемый вес в своём стиле. Как ни странно, но звук по сравнению с предыдущем коллективом был на порядок мощнее, громче и агрессивнее. Сетлист радовал проверенными временем хитами, и особенно впечатлило начало выступления с классического боевика "Forever Autumn". Исполнение у ребят было на высочайшем уровне, правда, не обошлось и без ложки дёгтя в виде вокалиста, харизматичность голоса которого пропадала из-за его желания петь хрипло. Хотя всё же стоит заметить, что в медленных песнях он узнавался. В целом же музыканты выложились "на отлично" и в очередной раз доказали, что они являются настоящими монстрами дума. Их композиторский талант сочинять мелодичную и эмоциональную музыку согрел душу слушателям, на какое-то время отвлекая от сильно палящего солнца.
Польских грандов дез-металлической промышленности VADER пришлось ждать довольно долго. Ребята настраивались продолжительно и утомительно. В следствии чего получился неоднозначный результат: в плане мощи, громкости, тяжести, драйва и напора Vader переплюнул все предыдущие группы, в плане же чёткости и чистоты со стороны звукорежиссеров поляков была недоработка. И хотя отрицать высокий профессионализм, опытность и типичную для польской дез метал сцены качественность нельзя, кашеобразный звук и особенность музыкального материала сыграли злую шутку. Музыка слишком сильно била по мозгам, и так за целый день измученным и нагретым на солнце. Да, Vader действительно были словно черти из ада, но казалось, как будто эта звуковая пытка никогда не кончится. Поскольку их специфика музыки очень связана с звуковым рядом, выступление группы могло представлять собой или чёткий и механизированный хаос, или же базарный шум, который и присутствовал. Слушая Vader, я вспомнил бразильцев Krisiun, выступление которых проходило зимой в клубе «Бинго». Музыка обеих групп насквозь прямолинейна, однообразна и мелодически минималистична, но тогда, в «Бинго», звукорежиссеры сотворили чудо, образно говоря, создав из груды железа сияющего и смертоносного монстра. Понравился у Vader вокалист, исполняющий свои партии разнообразнее, агрессивнее и интереснее по сравнению со студийными записями. Да и остальных музыкантов в отсутствии техничности и сыгранности не упрекнёшь. Таким образом, имеем двоякую ситуацию, где с одной стороны плохое качество звука, а с другой - отличное исполнение и полная отдача музыкантов.
Без тени преувеличения немецких классиков трэш метала SODOM можно и нужно назвать хэдлайнерами первого дня ПроРока. Sodom - это самая старейшая, самая культовейшая, легендарнейшая команда с которой брали и берут пример сотни групп и которую нам посчастливилось увидеть на концерте. Позитивные эмоции увеличиваются и от того, что список трэш метал коллективов, посетивших Украину наряду с Destruction и Kreator, пополнится теперь и этими отцами метала. После стремительного и испепеляющего выступления Vader, Sodom в разрез традициям начали своё выступление среднетемповым боевиком "Napalm in the Morning". Сетлист данного выступления был рассчитан скорее на поклонников старого творчества группы и в особенности на любителей сырого, прямолинейного трэш-металлического рубилова старой закваски. Из двух последних альбомов, ставших наиболее нестандартными из-за своей мелодичности, банда исполнила всего лишь несколько песен. Звук, в отличие от звука предыдущей группы, стал менее громким и более чётким, хотя, как показало выступление следующей команды Arch Enemy, звукорежиссеры Sodom идеального результата не достигли. Несмотря на это, народ радовался всей душой, хотя и стоял в основном весьма спокойно у сцены. Лично мне по исполнению, мелодическому содержанию, общему уровню и впечатлению Sodom понравились больше всех, отогнав даже сильнейшую усталость от насыщенного дня. Ребята рубили энергично, душевно и задорно. В промежутках между песнями вокалист и лидер коллектива Том Энджелриппер, одетый в футболку с надписью "AC/DC" не забывал также общаться с народом, поднимая в его (народа) глазах статус группы ещё выше. Очень понравился вокал Тома, звучащий сильно, свирепо и оригинально, а кое-где ему даже удавалось спеть настоящим гроулингом. Совершенно ясно, что в тот день составить конкуренцию Sodom было крайне трудно, а потому организаторами был предпринят умный подход в виде выбора Arch Enemy заключительной группой.
Шведские короли мелодик дэз-метала играли ещё более виртуозно и мелодично. Звукачи нарулили Арчам 100% самый чёткий, глубокий, мощный и красивый звук, что вместе с филигранной работой гитаристов и барабанщика сделало выступление команды экстравпечатляющим. Вокалистка Ангела Госсов доказала, что и правда умеет петь нечеловечески агрессивным, страшным и брутальным голосом, при этом мотаясь по сцене как заведённая. Каждый участник группы выдавал поистине огромнейшее количество энергии, демонстрируя все грани своего таланта. Поражало буквально всё: от оригинального вокала до скоростных ударных, отточенных гитарных рифов, ярких, пронизывающих и эмоциональных соло-проходов. Отдельный поклон музыкантам за классный сетлист. Услышать вживую признанный фанатами гимн группы "Wе Will Rise" было очень приятно. Отдельно стоит упомянуть моменты, когда гитаристы играли отдельно от вокала и барабанов, медленные и красивые гитарные мелодии, добавляя своему выступлению лиричности и драматизма. И в заключенье подчеркну, что выступление этих шведских гениев было по истине незабываемым и неповторимым, а также поучительным для других молодых команд и, возможно, и для старпёров тоже. :)
Итоги дня: жара, трудности с водой и дикости со стороны охраны – все это стоило потерпеть ради главного, для чего все пришли на этот фестиваль. Ради музыки! Саунд и состав первого дня были, как уже говорилось, просто божественны! Многого стоили и атмосфера праздника тяжелой музыки, чувство единства с тысячами людей, которые пришли на этот фест. Здесь не было посторонних, все были свои, единомышленники, братья и сестры металла. "One for all, all for one", - выражаясь словами все той же Ангелы.
За упокой 19 июля.
Второй день фестиваля опять начался с невыносимой жары. Поэтому многие обитатели палаточного городка с целью спасения себя от перегрева и преждевременной потери сил приняли решение смотаться кто в Киев, а то в близлежащий яблочный сад или на озеро.
По возвращении на «Чайку» уже с момента выхода из автобуса стали твориться подозрительные вещи. На остановке и дальше по дороге к фестивалю дежурили представители какого-то спецподразделения милиции в бронежилетах и с дубинками. Да и звуков со сцены не доносилось решительно никаких, несмотря на уже довольно-таки позднее время (около 2 часов дня). На месте же картина была следующая: пустая сцена, пустая территория, заваленная кучей мусора и вяло подтягивающиеся ко входу тела, которым продавали билеты и меняли их на ленточки. В палаточном городке стандартной зоны ходили слухи, что больше ничего не будет, но никто не был ни в чем уверен. И никто не хотел верить, пока, к всеобщему большому сожалению и разочарованию, слухи не подтвердились. Жители палаточных городков получили от охраны приказ, а иначе это не назовешь, покинуть территорию через полчаса. При этом никакого заявления со сцены сделано не было, и большая часть «населения» не слышала объявлений организаторов с бэкстейджа. Злые и расстроенные, с тяжелыми рюкзаками металлисты лениво побрели в направлении остановки автобуса, кратчайшая дорога до которой, кстати, по неизвестным причинам была заблокирована охраной. Вскоре на многочисленных инет-форумах была объявлена официальная причина отмены второго дня – финансовая несостоятельность организаторов.
Однако конца света не произошло, как не произошло и конца праздника металла! Несколько групп, которые должны были выступать на второй день фестиваля, выразили свое желание играть хоть где-нибудь и как-нибудь. Благодаря оперативным действиям группы энтузиастов (ребята, низкий поклон вам за это!) эти команды получили возможность выступить в клубе "Чеширский Кот". И это был, на мой субъективный взгляд, один из самых безумных, прекрасных и башнесрывающих концертов в истории украинских метал-ивентов!
«Чеширский Кот» оказался маленьким джазовым клубом, вмещающим в нормальных условиях человек… Э-э-э (почесывает голову)… Ну, может быть, 100-150. А в тот вечер желающих попасть вовнутрь было в разы больше. По этой причине: а) попали далеко не все, б) те, кто попал, были вынуждены терпеть ужасные условия, в) плата за вход была повышена с 20-30 гривен, о которых говорилось в начале, до 100.
И вот – дикая, градусов под 50 жара, отсутствие живительного воздуха, усугубляемое курильщиками, и несколько сотен людей в небольшом зале. Но лица людей – радостные, они танцуют, подпевают, машут патлами, показывают козу, короче, отрываются по полной! Теплая атмосфера не только в буквальном, но и в переносном смысле. Все – одна большая семья.
Уже первая выступавшая команда, DARZAMAT из Польши, порвала всех в клочья! Тяжелые, плотные гитары, ревущий мужской вокал, с одной стороны, и нежный женский с переливчатыми клавишами, с другой, гармонично дополняли друг друга, несмотря на то, что звук в течение всего концерта был несколько грязным. Отдача у ребят тоже была что надо. Поскольку сцены в «Чеширском коте» как таковой не было, и тем, кто не стоял в первых рядах и кого природа не наградила большим ростом, не было видно музыкантов, фронтмен команды даже забрался на колонку!
После небольшого перерыва на «сцене» появились светловолосые красавчики, горячие финские черти парни FINNTROLL. Они тоже выложились на все 100500 % и еще больше подогрели зал, хотя, казалось, больше уже и некуда. Звучали такие композиции группы, как ”Jaktens Tid”, ”Aldhissla” и еще много веселых и драйвовых вещей, а когда ребята исполнили настойчиво требуемую публикой ”Trollhammaren”, зал вообще пришел в экстаз. В коротком разговоре после концерта оказалось, что «тролли» очень милые и простые в общении ребята, а слет второго дня фестиваля нисколько не поверг их в уныние, в отличие, например, от их повесивших нос соотечественников из Stratovarius.
И, наконец, в завершение программы мы услышали четверку греков ROTTING CHRIST. Про них можно сказать те же самые теплые слова, что и про других участников концерта в «ЧК» - парни зажгли зал, вложив в это максимум души и профессионализма. Дикий угар достиг своего апогея под монументальную “In Domine Sathana”, и в конце сета публике очень не хотелось отпускать группу.